Много. Важно

В старину над рекой Немдой возвышался похожий на человека известняковый утёс высотой 17 м и шириной 25 м. По преданию, там был захоронен великий военный вождь марийцев – легендарный князь Чимбулат (Чумбылат по-марийски). Ежегодно под луной марийцы молились здесь и приносили жертвы. Теперь курган скрыт в лесу, а утёс «Камень», часть Чимбулатского ботанико-геологического комплекса, изменился.
http://i057.radikal.ru/1601/78/56fc2b7be429t.jpg
До прихода славян (в XII-XIII вв.) нынешний Советский район населяли языческие марийские племена. Они долго не желали принимать христианство, и жертвой борьбы религий стал священный утёс Чимбулат - в 1830 году его взорвали. Это вызвало бунты марийцев, а местные русские жители не раз сталкивались здесь с «чертовщиной», в которой винили дух Чимбулата.

Аномальные явления в окрестностях продолжаются и сегодня, когда курган и капище восстановлены. На языческие обряды туристов не пускают, зато в другое время великолепная природа и загадочные явления магнитом тянут сюда туристов. Здесь есть на что посмотреть и кроме кургана Чимбулата: Каменный лог – карстовый каньон со стенами, похожими на древнюю кладку, Чимбулатский карьер с его «лунным пейзажем», карстовые воронки и рвы, утёсы, пещеры Холодная, Парадная, Обвальная, Безымянная, Софроновская и «Киров-600». Но главное – необычную атмосферу этого места ощущают все.

http://s017.radikal.ru/i419/1601/45/65f4486cc569t.jpg

http://s017.radikal.ru/i402/1601/22/7b9cd0d18eaat.jpg

http://s005.radikal.ru/i209/1601/52/18a4af797b4et.jpg

http://s017.radikal.ru/i419/1601/d7/0756785d7d86t.jpg

Любой, кто приходит посмотреть на действующее языческое капище или просто оказывается в окрестностях, может столкнуться с необъяснимым. Даже если в мистику не верит. Причём, аномальная зона, кроме Чимбулатского скального комплекса, включает и Береснятский комплекс с водопадом, Буржатский утёс с Нижне-Вотским городищем, и все окрестные пещеры (см. Иллюстрированный путеводитель по местам игровых действий)

Чаще всего в этих местах отмечаются такие явления как:

- временный отказ фото-  видео- и другой аппаратуры, разрядка батареек. Если до недавнего времени это были   единичные случае (например, в туристической группе из двадцати человек такое приключалось человек у семи-восьми), то теперь это происходит однозначно у всех, включая экскурсоводов;

- исчезновения нательных крестиков, других предметов христианской или исламской религий;

- явления полтергейста: бурно колышущиеся без ветра ветви деревьев, странные звуки, светящиеся шарики в воздухе и т.д - вроде бы, такие случаи не участились, но стали  намного жестче - звуки громче, светящиеся шарики крупнее и больше в количестве, ветки стали  даже ломаться;

-   слуховые и визуальные галлюцинации ранее были кратковременными (максимум до часа), теперь могут длиться несколько часов, при этом  видятся  призрачные человекообразные фигур и не похожие на людей существа;

-   резкое ухудшение самочувствия некоторых людей после посещения капища: перепады давления, головные боли, слабость, нарушение координации движений, лихорадка - сейчас все эти симптомы проявляются более ярко, доводя до обмороков, потери сознания и состояния, похоже на то, какое бывает у больных малярией;

неадекватные поступки и повышенный травматизм. Зафиксированы даже случаи утопления на реке Немде как раз перед праздником жертвоприношения Чумбылату. В настоящее время случаев самоубийств, к счастью, больше не стало, а вот неадекватные поступки  и случаи травматизма участились;

блудные места,
http://s019.radikal.ru/i615/1601/2b/7635b41c1e48t.jpg
где люди теряют ощущения направления и времени. Если раньше такое наблюдалось в основном в небольшом лесу с пещерой «Киров-600», возле бывшей деревни Камень, как раз напротив Чимбулатова кургана, то сейчас количество таких мест увеличилось: все чаще и чаще сообщается о том, что люди сбиваются с дорог и троп даже в тех местах, где бывают чуть ли не ежедневно, и наперечет знают каждый камень и травинку; причем, блуждания кажутся им кратковременными, хотя на самом деле скитаются они подолгу.

-   «пульсирующий камень»
http://s019.radikal.ru/i607/1601/14/4027691cc4b4t.jpg
возле самого кургана, под холмом: если приложить ухо, можно услышать звук, как от биения сердца. На этом камне марийские жрецы-карты приносят в жертву скот. И вот они-то с опаской начали поговаривать, будто стук сердца мифического богатыря стал менее слышным и более редким, замедленным. Пожалуй, им можно было поверить: ведь испокон веков, ежегодно в десятую после Пасхи пятницу (то есть, в июне-июле), здесь проводится праздник в честь народного героя Чумбылата. На горе Чимбулат они во главе с верховным картом всегда совершали моление и приносили в жертву домашнюю скотину. В этот день просят блага и изобилия для своего народа и  для соседних народов – чтобы все жили в мире; у сил природы просят хорошей погоды и хорошего урожая, отводят стихийные бедствия и пожары.

На самом кургане –

http://s020.radikal.ru/i709/1601/35/6d610cd2dc84t.jpg
табличка с надписью «Курык кугыза» («Хозяин горы», так уважительно именуют вождя), у подножия кургана – дерево с обрядовыми ленточками на ветках и камень-жертвенник. Под крутым склоном горы есть источник, где перед молением люди умываются и пьют воду – это обряд очищения перед входом в священную рощу. На лесной поляне – костры, где варится жертвенное мясо, и столы с едой, которую освящают карты.

http://s017.radikal.ru/i420/1601/6a/c91602f64e97t.jpg

http://i058.radikal.ru/1601/f1/190d3490ba65t.jpg

На картах - особые войлочные шапки, а многие люди одеты в национальные костюмы с ритуальной вышивкой.
http://s017.radikal.ru/i402/1601/59/6b55e1bb2e6bt.jpg
После праздника на деревьях часто остаются вышитые рушники.

Тем, кто приходит к Чумбылату с чистыми помыслами, после молений всегда сопутствует удача. Неудивительно – кроме духа легендарного воина, человек здесь поклоняется и самой природе, наполняется добром и любовью.

Немного. Для повышения общей эрудиции

Легенда о князе Чимбулате

Богатырь Чимбулат (по-марийски Чумбылат) жил в XI веке. Он объединил разрозненные племена, заложив основу марийского этноса. Имя «Чимбулат» составлено из «джум»- муж и «булат»" - сталь, то есть «Человек, твердый как сталь».

При жизни Чумбылат был могуч и ловок, а его лыжи-самоходы обгоняли всех. Искусен он был и в речах – словами мог умилостивить божества и творить разные чудеса. Своими достоинствами он еще при жизни заслужил признание богов и смог общаться с ними. Именно поэтому он стал предводителем всех марийцев.
http://s005.radikal.ru/i210/1601/df/b91f9a7f59fct.jpg
По преданию, перед смертью богатырь сам себя замуровал в подземелье под утёсом, а вместе с собой - войско, слуг и домашних животных. Однако он дал клятву, что в минуту опасности будет выезжать из кургана на коне и во главе войска освобождать свой народ от врагов.

Вера в сверхъестественную помощь народного заступника сложилась в ХI-ХIV вв. Первое письменное упоминание о святилище Чимбулата встречается в описании А. Олеария (ХVII в.). Но есть и легенда о том, почему Чимбулат перестал являться на помощь своему народу.

Однажды близ Чимбулатова кургана марийские дети играли в «войнушку», и проигрывающая команда решила позвать на помощь витязя Чумбылата. И богатырь явился на зов! Но когда увидел, что врагов нет, просто детская игра, то сильно оскорбился и ушёл в курган навсегда – с тех пор никто его не мог вызвать. Даже когда курган и святилище пытались уничтожить на религиозной почве.

Из истории места

Святилище Чимбулата на утёсе существовало много веков. Но в 1830 году, во время принудительной христианизации края, архиепископ Казанский Филарет приказал взорвать Чимбулатов камень. От взрыва скала раскололась на огромные куски, часть упала в реку. Но вятские марийцы не только не перешли от этого в православие, а отреагировали серией народных волнений.

Позже из обломков утёса сложили новый курган. Тайные языческие моления в честь «Курык кугыза», Хозяина горы и великого воина-заступника, продолжались. И даже местные православные почитали его как «Ивана-воина» - ему посвятили часовню неподалёку, известную в народе как «Коса гора».

В 1928 году русские крестьяне из деревни Чимбулат разобрали курган – надеялись найти клад. Пришлось марийцам вновь восстанавливать памятник. В советское время каждый местный житель знал лесную тропу к «Камню», сюда ходили в походы школьники и туристы. Сейчас деревни уже нет – возможно, вандализм крестьян не прошёл даром.
В конце ХХ века общественная организация «Марий ушем» облагородила территорию и возродила мировые моления в святилище. Администрация Советского района оказывает большую поддержку народному празднику. С 1993 года здесь каждый год собираются марийцы из Кировской области, Марий Эл и других регионов России. Они по-прежнему обращаются к заступнику марийского народа с верой в то, что Чимбулат поможет преодолеть любую беду.
(c)